Какие документы необходимы художнику для его карьеры и как их грамотно составлять? Что такое личный бренд? Как правильно определить задачи и целевую аудиторию? Что такое современные арт-резиденции?
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
ПРОДВИЖЕНИЕ
Какие документы необходимы художнику для его карьеры и как их грамотно составлять? Что такое личный бренд? Как правильно определить задачи и целевую аудиторию? Что такое современные арт-резиденции?
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
ПРОДВИЖЕНИЕ
В портфеле у художника
Какие документы необходимы художнику для его карьеры и как их грамотно составлять.

  • Artist Statement

Artist Statement (AS) — авторский текст, раскрывающий фокус художественной практики. AS может описывать как идею творческого курса художника, так и концепцию конкретного произведения или серии работ.
Какие документы необходимы художнику для его карьеры и как их грамотно составлять.

  • Artist Statement

Artist Statement (AS) — авторский текст, раскрывающий фокус художественной практики. AS может описывать как идею творческого курса художника, так и концепцию конкретного произведения или серии работ.
Читать полностью
В AS сформулировано представление о художественной практике, подтверждающее, что ваши произведения (форма) соответствуют теме вашего исследования (содержание).

ВАЖНО! Объем текста не должен быть слишком большим: как правило, достаточно 200 слов.

При составлении AS необходимо учитывать:

1) Рассказ о вашей художественной практике, интересующей вас теме и поле исследования. Можно упомянуть личную историю, мотивы, побудившие вас заниматься той или иной проблемой, указать, какими медиумами вы пользуетесь (виде, саунд, перформативная практика и т.д.).

2) Конкретизация, подробное раскрытие интересующей вас темы: с каким аспектом работаете, каким методом исследования пользуетесь. Если вас интересует проблема влияния массовой культуры на человека, то в этой части следует указать, что именно вы исследуете, например влияние массовой культуры США 90-х годов на жителей других стран.

3) Три проекта, подтверждающие соответствие теоретической составляющей вашего творчества: реализованные проекты или те, что пока существуют в виде концепции.


  • CV


CV (curriculum vitae, или резюме) — информация об образовании и художественной деятельности.

Задача CV в наглядном представлении профессиональной биографии.
CV создается по общепринятому формату:

1) Образование: список вузов, арт-школ, курсов, которые важны для вас. Указывается название институции, специальность/факультет/кафедра, год окончания. Не художественное образование стоит упоминать, если оно повлияло на вашу художественную практику.

2) Персональные выставки: год, название выставки, место проведения. Перечислять лучше в порядке убывания: от самой последней к самой первой.

3) Групповые выставки в порядке убывания: год, название, место проведения. Если это важно, укажите кураторов и имена других художников, с которыми вы выставлялись.
ВАЖНО! Если вы участвовали в крупных проектах (масштабные фестивали, биеннале и т.д.), указывайте их в начале списка.

4) Награды: престижные премии или гранты, которые вы выигрывали, также в порядке убывания. Не стоит указывать награды, которые не имеют особого веса в профессиональной среде.

5) Резиденции в которых вы участвовали. Список лучше начинать с зарубежного опыта.

6) Научная деятельность: список конференций, круглых столов, симпозиумов и иных мероприятий, в которых вы участвовали. Можно указать проведенные вами лекции или мастер-классы.

7) Публикации: каталоги к выставкам или материалы в профессиональных изданиях. Указываются ссылки или полное наименование печатного издания (включая ISBN).

8) Пресса о вас: оформленный список статей о вас или рецензий на ваши выставки/работы.


  • Портфолио


Портфолио — визитная карточка, которая презентует визуальный почерк художника. В этом документе важно подробно и целостно отразить художественную практику, следуя определенной структуре:

1) Контакты: ФИО, электронная почта, ссылки на персональный сайт или соц. сети, телефон (необязательно);
2) CV;
3) Artist Statement;
4) Проекты: в первую очередь три проекта из AS. Можно приложить эскизы/макеты. За ними следуют проекты, близкие им по проблематике. Порядок: от последних к более ранним. Проекты в разных медиа стоит группировать, сохраняя ретроспективный порядок: по отдельности объекты, перформансы, живопись и тд. К каждой работе обязательно указывается название, техника/материал и размеры.
5) Если необходимо указать масштабный проект, выставку или тотальную инсталляцию, советуем включить как общий вид, так и отдельные ключевые фрагменты/экспонаты.

ВАЖНО! На все проекты рекомендуем выделить не более 10 страниц: не более двух страниц на каждую работу.
Не стоит злоупотреблять дизайнерскими приемами, если этого не требуется: документы должны быть простыми и удобными для ознакомления.

Посмотрите, как документы отображаются на разных устройствах, все ли ссылки открываются, а файлы корректно отображаются. Можно отправить документ коллегам, чтобы проверить на разных устройствах.

Можно подготовить несколько вариантов портфолио, CV и AS, либо адаптировать документы в зависимости от целей. Советуем создать «архивный файл» под каждый документ, из которого можно копировать необходимую информацию.

Несмотря на эффективность традиционных форматов, сегодня наиболее актуальными становятся онлайн-портфолио. В отличие от документов, они позволяют художнику делиться своим искусством с большим количеством людей с помощью ссылки. Это во многом упрощает коммуникацию между автором и зрителями, коллекционерами или галеристами.

Онлайн-портфолио может быть создано в виде страницы в социальной сети или личного сайта. Преимущество сайта в том, что на нем можно разместить ваши AS и CV.


Полезные материалы:


  • Подробно про составление Artist Statement советуем прочитать в статье
  • Если вы владеете английским языком, прочтите про составление AS здесь или здесь
  • Подробнее о создании онлайн-портфолио можно узнать из статьи
  • Подробнее о составлении CV художника можно прочитать на английском языке в статье
  • Онлайн-портфолио художницы Натальи Гудович
  • Онлайн-портфолио художницы Дарьи Неретиной
  • Онлайн-портфолио художника Славы Птрк
  • Онлайн-портфолио художника Игоря Самолёта
Что такое личный бренд и кому он нужен?
Личный бренд художника — это набор узнаваемых уникальных черт и ассоциаций, связанных с автором и его творчеством.

Личный бренд помогает художнику выделяться среди коллег по цеху и быть узнаваемым. Чем больше художник работает над своей авторской идентичностью, постоянно разрабатывая и углубляясь в исследуемые темы, формируя узнаваемый почерк, тем более сильный бренд он сможет создать.
Личный бренд художника — это набор узнаваемых уникальных черт и ассоциаций, связанных с автором и его творчеством.

Личный бренд помогает художнику выделяться среди коллег по цеху и быть узнаваемым. Чем больше художник работает над своей авторской идентичностью, постоянно разрабатывая и углубляясь в исследуемые темы, формируя узнаваемый почерк, тем более сильный бренд он сможет создать.
Читать полностью
  • Как создается личный бренд?


1) Определение своей идентичности:
- Кто вы?
- Что вы делаете?
- В чем ваша уникальность?
- Какую сторону своего творчества вы хотите показать?

2) Анализ «конкурентов».
Изучите, как выстраивают личный бренд другие художники. Следите за теми авторами, которые смогли достичь определенной известности, чьи имена вызывают ассоциации с их творчеством или уникальными личностными качествами..

Смотрите интервью с художниками, анализируйте их страницы в интернете, изучайте их публичные выступления, поведение на вернисажах и других публичных мероприятиях.
Это может вдохновить и поможет наметить свой путь продвижения.

3) Определение целевой аудитории.
В зависимости от вашей идентичности, медиа, с которыми вы работаете, а также тем, которые вы поднимаете или исследуете в своем творчестве, можно определить, кому вы будете наиболее интересны.
Для этого изучите, с какими художниками работают интересующие вас галереи, выставочные площадки или кураторы. Проанализируйте, какие темы и медиумы используют в своем творчестве эти авторы. Главная задача на этом этапе - определить свое место в арт-системе. От этого зависит круг людей, которым может быть интересно ваше искусство.

4) Профессиональные связи
Начинающим художникам необходимо знакомиться с сообществом. Это повысит шанс встретить единомышленников или наставников и поможет заявить о себе.
Кроме того, рассказ о себе и своем искусстве незнакомцам поможет укрепить уверенность и получить необходимую порцию критики.
Знакомство с сообществом, как правило, начинается на этапе получения образования. Ваши сокурсники и преподаватели могут вступать с вами в дискуссии, делиться своим опытом, знакомить вас с новыми людьми.
Советуем регулярно посещать вернисажи и различного рода открытые мероприятия. Помимо погруженности в актуальный художественный контекст, они служат поводом для нетворкинга и помогут вам узнавать все больше людей. Лучше всего, если у вас есть коллеги, готовые вас представить и познакомить с нужными людьми.

4) Продвижение в интернете.
Создайте онлайн-версию портфолио. Это может быть личный сайт, страница на специализированном ресурсе или в соц. сетях - главное, чтобы вас было легко найти.
Будьте активным, рассказывайте о себе и своем искусстве, делитесь мыслями и творческим процессом, подписывайтесь на коллег и следите за новостями сообщества. Так вы постепенно привлечете к себе внимание и сформируете собственный имидж.


  • Актуален ли сегодня личный бренд?


Подробнее о том, что произошло с личными брендами, и как художникам сегодня заявлять о своем профессионализме, рассказывает куратор и продюсер Лиза Савина.
Как продвигать себя в интернете?
Определить задачи и целевую аудиторию


Стратегия продвижения в социальных сетях напрямую зависит от ваших целей и задач. Если основная цель заключается в продаже работ, ваша целевая аудитория - коллекционеры. В случае, если вы ставите перед собой задачу заявить об актуальной проблеме, которую вы исследуете, и продемонстрировать методы и результаты вашего художественного исследования, вашей главной аудиторией будут искусствоведы, кураторы и арт-критики.
Определить задачи и целевую аудиторию


Стратегия продвижения в социальных сетях напрямую зависит от ваших целей и задач. Если основная цель заключается в продаже работ, ваша целевая аудитория - коллекционеры. В случае, если вы ставите перед собой задачу заявить об актуальной проблеме, которую вы исследуете, и продемонстрировать методы и результаты вашего художественного исследования, вашей главной аудиторией будут искусствоведы, кураторы и арт-критики.
Читать полностью
  • Выбрать контент


В зависимости от поставленных целей художнику необходимо внимательно подойти к выбору аспектов своего творчества или жизни, которыми он считает нужным делиться с целевой аудиторией.

Например, если есть задача — заявить о себе как о мастере художественной фотографии, имеет смысл завести отдельную страницу-портфолио, на которой будут представлены исключительно ваши произведения.

Другая стратегия — делиться событиями и размышлениями из повседневности наравне с творческим процессом и произведениями. Такой подход позволяет разнообразить контент и наделить вашу страницу определенным характером. Для многих такая информация может оказаться более привлекательной, нежели пролистывание бесконечных произведений. При этом важно находить грамотное соотношение между количеством публикаций на разную тематику, чтобы аудитория могла легко определить, кто вы и чем занимаетесь.

ВАЖНО! Советуем разрабатывать контент-план как минимум на неделю для каждой страницы. Это поможет сохранить содержательную целостность и избавиться от стихийной публикации материала.


  • Выбрать площадку


Выбор площадки может зависеть от медиа, в котором работает художник. Например для авторов, работающих с фотографией, больше подойдет создание отдельной рабочей страницы в Instagram, тогда как видео-художникам стоит подумать о переходе на Vimeo или YouTube.

У автора может быть несколько страниц на разных площадках, каждая из которых выполняет свою функцию.

Instagram — наиболее популярная среди молодого поколения платформа. Согласно статистике Mediascope она занимает второе место среди количества пользователей до 34 лет. На нее в первую очередь обращают внимание кураторы и галеристы, чтобы найти новые имена современного искусства.

Facebook поможет художнику найти необходимые связи в сообществе, следить за интересами коллег, а также подробно рассказать о себе и делиться мыслями на различные темы.

Facebook — площадка для текста: художникам, стремящимся высказываться словом, а не только визуальным материалом, советуем завести страницу.

СОВЕТ: Площадка оснащена удобной системой создания и поиска мероприятий: если художник участвует в выставке, он может пригласить своих знакомых проявить интерес или подтвердить участие в мероприятии. Друзья знакомых, в свою очередь, узнают о выставке, что привлечет интерес новой аудитории.

Vimeo — удобная платформа для видео-художников и перформеров, которая поможет собрать все работы на одной странице.

Есть возможность группировать ролики, что позволит художнику публиковать работы сериями.


  • Создать сайт


Несмотря на удобство социальных медиа, их зачастую недостаточно для формирования комплексного представления об авторе и его искусстве. Многие рассчитывают увидеть личный сайт автора.

Личный сайт художника — сложный в создании, но эффективный инструмент онлайн-продвижения.

Эпоха тяжеловесных портфолио в формате PDF подходит к концу: сегодня далеко не каждый согласится тратить свое время на скачивание громоздких файлов.

Личный сайт открыто и подробно расскажет о художнике и его искусстве, а кураторов и галеристов избавит от лишней работы по поиску на компьютере презентации или архива, отправленного вложением.

Сегодня существует большое количество удобных платформ для разработки сайта.

Tilda — одна из наиболее простых и популярных площадок. С помощью удобного конструктора можно бесплатно создать сайт, отвечающий всем базовым потребностям.

WIX — еще один простой и удобный сервис для самостоятельного бесплатного создания сайта.

Главным недостатком бесплатной разработки сайта является отсутствие индивидуального домена. Например, если вы создадите бесплатный сайт с помощью платформы Tilda, ссылка на ваш сайт будет выглядеть примерно так: artist.tilda.ws.

Покупка доменного имени предоставит вашему сайту уникальный персональный адрес.

ВАЖНО! Сегодня многие предпочитают получать информацию с помощью телефона. Для художника это значит, что отправленный по почте файл будет потенциально неудобен к прочтению с мобильного устройства. Советуем разработать мобильную версию сайта, чтобы зрители могли читать биографию и смотреть работы художника не только из дома, но и в дороге.


Полезные материалы:

  • Подробнее о составлении контент-плана для Instagram можно узнать из статьи
  • Из этого материала можно подробно узнать о создании и развитии страницы на Facebook
  • В этом блоге также можно найти много полезных материалов о работе с соц. сетями
  • В этой статье представлены ценные советы по созданию личного сайта
  • Много полезных материалов о создании сайта можно найти здесь
  • Страница художницы Апполинарии Броше в Instagram, совмещающая лайфстайл и творчество
  • Рабочая страница художника Алексея Дубинского в Instagram
  • Сайт художника Николая Кошкош с индивидуальным доменом
  • Сайт художника Анатолия Акуе, разработанный на платформе Tilda
Что такое резиденция?
Современные арт-резиденции предлагают больше возможностей, чем пространство и материалы для работы.

В первую очередь, возможность для участника жить и работать вне привычной среды. Это дает время для размышлений, исследований, создания новых работ.
Современные арт-резиденции предлагают больше возможностей, чем пространство и материалы для работы.

В первую очередь, возможность для участника жить и работать вне привычной среды. Это дает время для размышлений, исследований, создания новых работ.
Читать полностью
    • Зачем художнику резиденции?


    Они стимулируют обмен опытом и идеями, создание произведений в коллаборации с другими участниками. Это возможность познакомиться с профессиональным сообществом, завести полезные знакомства, взглянуть на мир искусства под другим углом и получить вдохновение.


    • Какие бывают резиденции?


    Каждая арт-резиденция имеет свою программу и уникальный подход к ее участникам. Одни предназначены для художников, работающих только в определенном направлении искусства, другие ориентированы только на исследования. Третьи работают только с молодыми или начинающими художниками. Конечно, есть и резиденции «для всех», куда принимают независимо от направления работы, опыта или возраста.

    Также к участникам могут предъявляться разные требования. Некоторые резиденции просто предоставляют пространство для работы, независимо от того, что по итогу сделает художник. Другие же приглашают участников с определенной целью. Это может быть организация выставки по окончании срока пребывания или обязательное сотрудничество с другими участниками и создание общих проектов.

    Зарубежные арт-резиденции при университетах часто ставят необходимым условием коммуникацию со студентами.

    Различаются и сами резидентские программы. Одни подразумевают только работу над проектами, другие включают лекции, семинары, дискуссии и пр.

    Также резиденции различает финансовое обеспечение. Многие оплачивают своим участникам все расходы или их часть. Некоторые дополнительно выплачивают стипендию. Но есть и престижные проекты, за участие в которых необходимо заплатить взнос. В них расходы ложатся на плечи резидентов.

    Другой критерий, различающий резиденции - срок пребывания. Он может сильно варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Некоторые зарубежные проекты предоставляют резидентуру сроком почти на год.


    • Как попасть?


    В резиденции, как правило, приглашают по результатам отбора. Чтобы художника пригласили, ему нужно в понятной форме рассказать о том, что он собирается делать во время своего пребывания. Часто резиденции объявляют open call'ы для набора участников, поскольку работают по «сезонам».

    В некоторые заявки можно подать в любое время. Но есть ряд резиденций, в которые можно попасть только по личному приглашению организаторов.


    Полезные материалы:


    • TransArtists — платформа, на которой представлена информация о международных программах резиденций, опен-коллах, а также статьи о феномене резиденций и интервью с художниками, участвовавшими в резиденциях
    • Res Artis — ресурс, на котором можно выбрать подходящую резиденцию, отслеживать опен-коллы, а также следить за новостями арт-резиденций в мире